Нарисуй мне барашка по шаблону

Ресторан 'Залив'

+7 (812) 903-4884
Санкт-Петербург, пос. Репино,
Приморское шоссе, 422 б

Нарисуй мне барашка по шаблону

10.03.2016 Нарисуй мне барашка по шаблону

Этот текст не совсем про искусство, верней – про его специфическую часть. Какая тема универсальна для всех – кроме котиков? Дети. И их развитие. Это то, что придет за нами, и один из способов повлиять на будущее.

Так уж вышло, что несколько лет довелось быть приглашенным членом жюри финалов конкурсов детского творчества по Ленобласти. Сперва согласилась помочь коллеге-художнику, а потом втянулась и участвую с интересом. Потому что каждый раз есть в куче жемчужные зерна, потому что желание детей вырваться за рамки всегда хочется поддержать. Тем более, что это не городские студии рисования, куда за деньги вписывают мамы и за ручку водят бабушки, это небольшие городки и зачастую деревни, где дети видят в художественном творении единственную возможность самореализации и отрыва от невеселого пейзажа за окном. Иной раз смотришь на них – и понимаешь, что в мире, в общем-то, не всё потеряно. За тем и езжу. Последний раз буквально вчера вернулась.

Так вот. Раньше это выглядело ожидаемо – как самодеятельная выставка, а теперь дети защищают проекты.
Началась история проектов с прошлого года, и сперва с лязгом пробуксовала по всем возможным рытвинам: малыши пугались и рыдали, старшие не понимали, чего от них хотят, с критериями была беда. К этому году всё выровнялось и вышло на единый уровень.
Мне, как человеку вне педагогики, любопытно наблюдать со стороны.
И вот какая тенденция: маркетинг начинает и выигрывает. Творчество проигрывает по всем позициям. А что такое творчество? – оригинальность, независимость, свобода выражения и способность к самостоятельному высказыванию.

Можно я пну ногой тестовую систему образования? Это не будет слишком некорректно? Желающие могут присоединиться, охотно подвинусь. Дело в том, что там идут игры гонки на выживание, столь попудярные у современных тинейджеров.
Вчера целый день пришлось наблюдать ситуацию, когда дети – лучшие из области! – демонстрировали неумение находить незапланированные ответы и решения. Они ищут возможность выбирать из предложенных вариантов. Когда очевидных вариантов нет – теряются.
И ведь они не сами к этому пришли. Этому их научили.

Самая большая беда в том, что показывает детское творчество – вторичность. Есть, по счастью, оригинальность, но мало, а в большинстве – либо использование уже готовых образов, либо – готовых материалов.
– Почему вы скептически отнеслись к большому панно моей дочери?
– Потому что там изображен Кот Матроскин.
– Но ведь ребенок старался!!!
– Если бы она старалась над тем, что придумала сама, было бы лучше.
– Но нам никто не сказал, что надо было придумывать самим!

Зато у них есть планы на будущее.
Две чудесных девочки 12 лет звонко и с выражением докладывают свой проект, с анимированной презентацией, большим количеством образцов, интерактивом и всё такое – мечта, а не защита! Одна беда – тема: декупаж. То есть декорирование готовых предметов (часы, тарелки) посредством наклеивания купленных в магазине узорчатых салфеток. Главное – наклеить аккуратно. И сверху бантик повязать. И – красиво!
Спрашиваю:
– Хорошо, а зачем вы всё это делаете?
Девочки хором отвечают:
– Мы хотим через два года открыть при школе свой магазин сувениров! Мы уже всё придумали, и даже план написали!
И смотрят умненькими глазами.
И ведь правильно всё, и девочки хорошие, и пробьются из своего маленького города куда-нибудь к более широким улицам.
Вот только непонятно – творчество-то заявленное где? Где в этом искусство, поиск и самовыражение? Может, просто перепутались темы?

А может, и нет. Преподаватели честно готовили детей в соответствии с присланным Положением. А там, кстати, приведены вот какие критерии оценивания (цитата):
- актуальность темы,
- обоснованность целей и задач,
- наличие исследовательской части,
- наличие соответствующей документации,
- экономическое обоснование,
- аргументированность выступления.

Опять всё правильно, так? Только, на минуточку, это региональный этап федерального конкурса детского творчества. Обычный контент этого решета – картинки детские, поделки всякие. Ребенок рисует то, что видит, ориентируясь на то, что ему показывают как образец. Покажут диснеевских принцесс – будет рисовать принцесс, покажут абстракцию – будет ляпать от души, покажут файн-арт – будет стараться подделываться, замазывая грязью натюрморт на ватмане. Что должен нарисовать ребенок, чтоб экономически обосновать цели и задачи? Что надо изобразить, чтоб к этому была документация и исследовательская часть? Вряд ли то, что ребенок хочет сам.

В минувшем году в рамках международного фестиваля искусств мы проводили конкурс детского рисунка. Было прислано более тысячи работ. И вот какая печальная вещь: наши дети (Петербург и Москва) – самые внутренне зажатые. В небольшой стране Эстонии, не говоря о Финляндии или Германии, дети рисуют сюжеты. Каждая картинка – действие, там что-то происходит. Даже если это сделано неуклюже, подкупает внутренней свободой и незашоренностью. У нас же работы могут быть профессионально выполнены намного лучше, но «в лоб». Рыба висит в воде, птица висит в воздухе. Связей, игры нет. Не уверен как выглядит – срисовываешь с фото из интернета. При большой выборке, как мы получили, разница очевидна и удручающа. Для пересчета исключений одной руки хватит.

Не секрет, что никто из этих детей – ни в Ленобласти, ни в Эстонии не пойдет в «профессиональные художники». Их не за тем приводят в студии. Их приводят развивать. Инструментами творчества формировать личность. А если творчество с начальной школы ориентировано на экономически обоснованных принцесс, котиков и барашков, не будет ли это заранее загонять сознание в строгий ошейник? И это окажет влияние на все сферы деятельности, которой выросший человек будет заниматься. На способность к анализу, принятию решений и применению их на практике, на гибкость и остроту ума. На то, какое будущее создадут они, когда придут на наше место.

Девочки с планами на магазин сувениров после защиты подошли и втайне показали картинки с корявыми орнаментами.
- Это, - говорят, - мы сами рисуем, только никому не рассказывайте.
- Ну вот, - отвечаю, - можете ведь!
Девочки подумали и спрашивают:
- То есть если сувениры руками раскрасить, а не салфетками, будут лучше покупать?
Ну что им скажешь… 

Вы можете оставить комментарий у себя ВКонтакте:

Или поделиться информацией о странице:


Свадьба на Финском заливе
Что нового
Свадьба на Финском заливе